Обычно меня мотивируют антипримеры, позитивные никогда не работают. Истории про Стива Джобса и иже с ними я воспринимаю как "Ну какие молодцы, а я вот зато рисую хорошо (нет)".
Но вот после Медин Марокко с их пронырливыми, навязчивыми, простоватыми и от этого ещё более отвратительными уличными мошенниками хотелось сидеть на работе сутками, потому что "никогда, никогда я не хочу такого для себя".

Несколько дней назад в Катании пересеклись с моей бывшей одногруппницей и ее мамой, четыре часа просидели в ресторанчике, болтая ни о чем, и это были самые скучные четыре часа за последнее время.
О. и ее мама (в основном вторая) грузили нас потоком своих достижений: "мы путешествовали туда и сюда, пили такое вино, ели такую еду, съездили в аутлет, купили часы, такая вкусная паста, такие чудесные люди, надо брать от жизни все, надо наслаждаться каждым мгновением". Уши устали слушать.
Мама О., насиликоненая, загорелая, шикарно выглядящая для своих 60+, всем своим видом выражала это "надо брать от жизни все", тонула в вине, заигрывала с официантами.

Вчера мы с В. развалились на диване, каждый в своем девайсе, и я, переваривая встречу с О. начала: "Вот знаешь, мама О. - это просто..."
"Подожди, подожди, - перебил меня В. - давай я попробую закончить: это просто машина потребления".
И в общем-то на этой фразе я заткнулась, потому что из меня планировало вырваться "это просто сплошное потребление", и забавно, что мы не обсуждали это, но увидели одно и то же. Может быть, потому что больше нечего было видеть.

В ночь, когда мы познакомились с В., мы танцевали на сцене нашего локального бара города N, В. был подвыпит, я была ещё трезвой. В. спросил: "А как ты думаешь, в чем смысл жизни?". Я закатила глаза и по-юношески максималистично сказала: "Ну конечно в наслаждении, в удовольствии. Гедонизм - единственно верная жизненная позиция, другой не может и быть".
Ну что-то в таком духе, и самое главное - я искренне в это верила.

Прошло семь с половиной лет, и мама О. просто вывернула и вернула мне мои слова, буквально выблевала их на меня, показала, насколько я была не права.

В общем, долго и путано, но подбираюсь к выводу: гедонизм в его концентрированном варианте - может быть смыслом жизни, но воспринимается такой человек примерно как сгнившее яблоко, пустое, выеденное изнутри. Удовольствия и наслаждения - это хорошо, но только когда есть что-то ещё, поглубже. Когда созидание уравновешивает потребление.
Исключительно потреблять - становится мерзко, тошнотворно. Может быть поэтому в отпуске, когда мы только и делаем, что едим, спим, плаваем и смотрим по сторонам, меня так тянет наконец-то сюда писать.
И так хочется приехать и работать, и убираться, и готовить, и рисовать, и учиться.

Сейчас та дурочка 23 лет, безапелляционно уверенная в своей правоте, чертовски удивляется этому открытию.
Сейчас я 31 года нескончаемо благодарна маме О. за финальный толчок к этим мыслям.

А мама О. мне, честно говоря, теперь представляется фрейлиной из свиты Воланда: в ночи красивой и обольстительной, но при свете дня - несчастной, стареющей и пустой.